Уважаемые посетители сайта, Вы наверное обратили внимание, что за последние годы участились дорожно-транспортные происшествия вызванные несоблюдением дистанции, которые происходят из-за отсутствия у водителей понятия остановочного пути. Многие водители верят в «непогрешимость» различных электронных систем безопасности, в частности на АБС, а зря!
Здесь мы рассмотрим базовые понятия интенсивности движения и остановочного пути.
Интенсивность движения - важнейшая характеристика транспортного потока, которая принимается во внимание при выборе методов организации движения, в частности, при решении вопроса о необходимости введения светофорного регулирования.
Интенсивность движения определяется количеством транспортных средств, проходящих через какой- либо участок дороги в единицу времени (обычно в течении часа).
Водители оценивают интенсивность движения, руководствуясь субъективными впечатлениями. Представление об интенсивности движения складывается по тому, насколько заполнена транспортными средствами проезжая часть, с какой скоростью движется транспортный поток, с какими интервалами следуют друг за другом автомобили. С ростом интенсивности увеличивается плотность движения (количество транспортных средств, на единицу длины дороги, например, на 1км.). И возрастает сложность маневрирования, особенно, при обгонах.
При высокой интенсивности движения водители должны соизмерять скорость своего транспортного средства со скоростью транспортного потока. Как показывают исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если скорость транспортного средства отличается от средней скорости потока на 30 км/час, то вероятность быть вовлеченным в ДТП для такого автомобиля возрастает примерно в 10 раз по сравнению с теми автомобилями, которые движутся со скоростью потока.
Водитель при выборе скорости движения должен учитывать характеристики транспортного средства (динамику разгона и мощность двигателя, состояние тормозной системы, шин, рулевого управления).
Скорость движения водитель выбирает непосредственно из состояния проезжей части. При прочих равных условиях в дождь, снегопад и особенно в гололед скорость движения следует снижать, т.к. путь торможения возрастает в несколько раз.
Путь торможения или тормозной путь это расстояние пройденное автомобилем с момента начала действия тормозов до полной остановки автомобиля. Остановочный путь это путь пройденный автомобилем от момента обнаружения опасности до полной его остановки
Не будем углубляться в математические дебри, а просто рассмотрим график, в котором наглядно показана прямая зависимость остановочного пути в зависимости от реального покрытия под колесами автомобиля.
График построен исходя из усредненных практических данных:
k - коэффициент сцепления колес с дорогой.
k = 0.1 гололедица
k = 0.2 укатанный снег
k = 0.4 мокрый асфальт/бетон
k = 0.7 сухой асфальт/бетон
Для простоты запоминания представленный график можно расшифровать так:
на сухом асфальте остановочный путь в метрах численно равен скорости в км/ч;
на мокром асфальте остановочный путь почти в 2 раза больше, (т.е. остановочный путь равен скорости движения автомобиля умноженной на 2);
укатанный снег – скорость умноженная на 3;
гололедица – скорость умноженная на 4.
Такая формулировка дает для начинающего водителя некоторый запас по длине остановочного пути. Многие сразу скажут, что для автомобиля, оснащенного АБС, эти параметры не так важны, и будут глубоко ошибаться. Исходя из принципа работы антиблокировочной системы (АБС, или ABS), можно утверждать, что эффективность этой системы в значительной степени зависит от коэффициента сцепления дороги с колесами автомобиля. Чем меньше этот коэффициент, тем раньше будет включаться и дольше работать АБС, и, тем меньшее усилие будет передаваться на тормозные механизмы колес.
Позаимствуем некоторые практические данные, например, у http://www.autocentre.ua/, материалы подготовил Юрий Дацык, за что ему огромное спасибо. Энтузиасты-испытатели решили провести немного не «академический» эксперимент - принудительно выключили систему ABS дабы посмотреть, чем это закончится. В качестве подопытного «кролика» выбрали Skoda Oktavia А5 с нешипованными зимними шинами Matadop MP-58. Испытания проводились на нескольких типах дорожного покрытия - сухом и мокром асфальте, рыхлом снегу и обледенелой неровной поверхности со снежной кашей. Результаты получились просто ошеломляющими.
На рыхлом снегу при торможении со скорости 50 км/ч остановочный путь с включенной АБС оказался в два (!) раза больше, чем без АБС. На льду со снежной кашей ABS проиграла в длине остановочного пути 7 м, но зато выиграла в устойчивости - при выключенной системе машину разворачивало на 90 градусов. На мокром и сухом асфальте АБС победила с разницей соответственно 1 и 0,5 м. При торможении в луже колесами только одного борта АБС оставляла желать лучшего относительно длины остановочного пути (разница - 1,5 м). Однако, при этом была сохранена курсовая устойчивость автомобиля, а вот при выключенной ABS машину разворачивало на 30 градусов. Желающие могут провести подобный эксперимент самостоятельно на своих машинах. Только не следует забывать о безопасности!
Итак, на скользкой дороге владельцу машины оборудованной АБС следует быть особенно осторожным. В первую очередь нужно соблюдать существенно большую дистанцию до едущих впереди авто. Особенно следует помнить о существенном увеличении остановочного пути с АБС при движении по льду, укатанному и рыхлому снегу. На этих покрытиях нужно двигаться с меньшей скоростью и раньше начинать тормозить. Отключать AБС в плотном городском потоке нежелательно, так как в этом случае повышается склонность к потере управляемости автомобиля и возникновению заносов. А травмы, полученные в результате таких ДТП, намного серьезнее, чем при столкновении передней частью машины.
И еще одно правило: нажав на педаль тормоза и почувствовав ее пульсации - сигнал о срабатывании антиблокировочной системы, не следует отпускать педаль, наоборот, нужно приложить еще большее усилие.
Школа Володина 2010г.