Азбука безопасности автомобилиста
Аварийность автомобильного транспорта зависит от многих причин: состояния дороги, оснащенности необходимой информацией, качества транспортных средств. Влияние неблагоприятных дорожных условий, по мнению ученых, являются прямой или косвенной причиной 70% дорожно-транспортных происшествий. Но и в не меньшей степени аварийность зависит и от подготовленности участников дорожного движения к участию в самом движении.
Предлагаемые автомобилисту советы обобщают и те и другие причины ДТП. Это своего рода азбука практических наставлений, которую должен знать каждый автомобилист.
Движение на высоких скоростях требует от водителя умения точно оценивать положение собственного автомобиля, относительно параллельно движущегося транспорта. Автомобиль никогда не двигается по прямой линии. Из-за нервностей проезжей части, люфтов в подвеске и рулевом механизме, эластичности шин автомобиль постоянно отклоняется от намеченной траектории. Так при скорости 50-60 км/ч отклонение составляет плюс минус 20см, иными словами автомобиль будет гулять по дороге 40 см, а при скорости 100-120 км/ч. отклонение может составлять до 80 см.
При высоких скоростях движения шина не успевает полностью деформироваться, следовательно площадь контакта с дорогой уменьшается. На сухом асфальте это снижение не особенно заметно, а на увлажненном покрытии может возникнуть процесс аквапланирования, когда между колесом и дорогой появляется так называемый водяной клин, вследствие чего автомобиль становится неуправляемым.
Все понимают проблемы поведения автомобиля на ледяном покрытии, но мало кто задумывается, что и летом можно потерять контроль над автомобилем. В силу некачественного ремонта дорог такая вероятность может возникнуть при езде по свежеуложенному асфальту при наличие солнечного теплого дня и легкого непродолжительного дождика. На солнце асфальт разогревается и выступают масляные составляющие , вода создает связь между каплями масла и получается идеальный каток для автомобиля. Определить такой участок можно по более темному цвету и блеску покрытия дороги.
Неопытный водитель страдает ограниченным просмотром дороги и может развить скорость намного большую, чем допускает следующий участок, что приводит к последующему резкому снижению скорости, чем усложняет процесс управления автомобилем.
При сильных боковых ветрах необходимо помнить, что при езде с изменяющимся рельефом есть вероятность сноса автомобиля на соседние полосы в зависимости от направления порывов ветра. При скорости более 80 км.ч и порывов ветра более 15м/с автомобиль сносит на соседними полосы за считанные секунды.
Скрость движения Автомобиля |
Тормозной путь на сухом асфальте |
Расчетный остановочный путь автомобиля на сухом асфальте |
Реальный остановочный путь легкового автомобиля в зависимости от погодных условий |
||||
км/ч |
м/с |
метр |
метр |
Асфальт, метр |
Дождь, метр |
Укатанный снег, метр |
Лед, метр |
10 |
2,78 |
0.6 |
4.8 |
4.7 |
5.2 |
6.1 |
8.1 |
15 |
4,17 |
1.3 |
7.8 |
7.5 |
8.5 |
10.7 |
15.1 |
20 |
5,56 |
2.2 |
11.0 |
11.6 |
12.3 |
16.2 |
24.1 |
25 |
6,94 |
3.5 |
14.6 |
13.9 |
16.6 |
22.7 |
35.0 |
30 |
8,33 |
5.1 |
18.6 |
17.6 |
21.4 |
30.2 |
47.9 |
35 |
9,72 |
6.9 |
22.9 |
21.5 |
26.6 |
38.7 |
62.8 |
40 |
11,11 |
9.0 |
27.5 |
25.7 |
32.4 |
48.2 |
79.7 |
45 |
12,50 |
11.4 |
32.4 |
30.1 |
38.7 |
58.6 |
98.5 |
50 |
13,89 |
14.1 |
37.7 |
34.9 |
45.4 |
70.0 |
119.3 |
55 |
15,28 |
17.0 |
43.3 |
39.9 |
52.7 |
82.5 |
142.0 |
60 |
16,67 |
20.2 |
49.3 |
45.2 |
60.4 |
95.9 |
166.7 |
65 |
18,06 |
23.8 |
55.6 |
50.8 |
68.7 |
110.3 |
193.4 |
70 |
19,44 |
27.6 |
62.2 |
56.7 |
77.4 |
125.6 |
222.1 |
75 |
20,83 |
31.6 |
69.2 |
62.9 |
86.6 |
142.0 |
252.7 |
80 |
22,22 |
36.0 |
76.5 |
69.3 |
96.3 |
159.3 |
285.3 |
85 |
23,61 |
40.6 |
84.2 |
76.1 |
106.5 |
177.6 |
319.9 |
90 |
25,00 |
45.6 |
92.2 |
83.1 |
117.2 |
196.9 |
356.4 |
95 |
26,39 |
50.8 |
100.5 |
90.3 |
128.4 |
217.2 |
394.9 |
100 |
27,78 |
56.2 |
109.2 |
97.9 |
140.1 |
238.5 |
435.4 |
105 |
29,17 |
62.0 |
118.2 |
105.8 |
152.3 |
260.8 |
477.8 |
110 |
30,56 |
68.1 |
127.5 |
113.9 |
164.9 |
284.0 |
522.2 |
115 |
31,94 |
74.4 |
137.2 |
122.3 |
178.1 |
308.3 |
568.6 |
120 |
33,33 |
81.0 |
147.2 |
131.0 |
191.7 |
333.5 |
616.9 |
125 |
34,72 |
87.9 |
157.5 |
140.0 |
205.9 |
359.7 |
667.2 |
130 |
36,11 |
95.1 |
168.2 |
149.2 |
220.5 |
386.8 |
719.5 |
135 |
37,50 |
102.5 |
179.3 |
158.8 |
235.6 |
415.0 |
773.8 |
140 |
38,89 |
110.2 |
190.6 |
168.6 |
251.2 |
444.2 |
830.0 |
145 |
40,28 |
118.3 |
202.3 |
178.7 |
267.4 |
474.3 |
888.2 |
150 |
41,67 |
126.5 |
214.4 |
189.0 |
284.0 |
505.4 |
948.3 |
155 |
43,06 |
135.1 |
226.7 |
199.7 |
301.0 |
537.5 |
1010.4 |
160 |
44,44 |
144.0 |
239.4 |
210.6 |
318.6 |
570.6 |
1074.5 |
165 |
45,83 |
153.1 |
252.5 |
221.9 |
336.7 |
604.7 |
1140.6 |
170 |
47,22 |
162.5 |
265.9 |
233.4 |
355.3 |
639.7 |
1208.6 |
175 |
48,61 |
172.2 |
279.6 |
245.2 |
374.3 |
675.8 |
1278.6 |
180 |
50,00 |
182.2 |
293.7 |
257.2 |
393.9 |
712.8 |
1350.6 |
185 |
51.39 |
192.5 |
308.1 |
269.6 |
413.9 |
750.8 |
1424.5 |
190 |
52.78 |
203.0 |
322.8 |
282.2 |
434.5 |
789.8 |
1500.4 |
195 |
54.17 |
213.9 |
337.9 |
295.1 |
455.5 |
829.8 |
1578.3 |
200 |
55.56 |
225.0 |
353.3 |
308.3 |
477.0 |
870.7 |
1658.1 |
Научить человека следовать основным этическим нормам, на мой взгляд, наиболее сложное в обучении вождению. Этот вопрос не рассматривается ни на занятиях в автошколах, ни на страницах средств массовой информации. Уделяют внимание проблемам аварийности на дорогах, а о причинах ее почему-то не задумываются. Между тем этические нормы лежат в основе жизни любого общества, любого философского учения. Возьмем для примера некоторые заповеди боевой морали шаолиньского монастыря и раскроем смысл этих заповедей применительно к безопасности движения на дорогах.
Заповедь 1 Основная цель того, кто изучает боевую технику шаолинь, заключается в укреплении тела и духа. Учащийся обязан заниматься с рассвета до заката и не должен прекращать занятия, когда ему вздумается.
Автомобиль – это технически сложное устройство, потенциально опасное для жизни человека. - Автомобиль и дорога могут преподнести любые сюрпризы, поэтому в управлении автомобилем нет предела совершенству. Опытные водители говорят, что вождению учатся всю жизнь.
Заповедь 2. Совершенствующийся в боевом ремесле делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывает в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает этот принцип, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
Постоянная тренировка в управлении транспортным средством способствует как личной безопасности, так и безопасности окружающих.
Заповедь 3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему. Нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость или пренебрежение.
При обучении вождению внимательно прислушивайтесь к своему наставнику, а также к водителям со стажем. Возможно, их опыт поможет Вам избежать неприятностей на дорогах.
Заповедь 4. В отношении собратьев следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
Будьте терпимы к другим участникам дорожного движения, особенно к тем, кто только начинает свою водительскую жизнь. Не забывайте: Вы тоже когда-то были такими же начинающими.
Заповедь 5. Не следует необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда который может принести это обучение в мир, в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты твердо уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и не бесчеловечен, то можно начинать передачу ему патры и рясы. Но если он впадет в грех и увлечется вином и развратом, то надо взять клятву с этого человека, дабы впредь он соблюдал правила приличия. Нельзя однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же поверить, что это на всю жизнь. Таков первостепенный принцип нашей школы, ни в коем случае им нельзя пренебрегать.
Заповедь 6. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки к самовосхвалению. Этим ты убиваешь сам себя, к тому же отравляешь и других, даже неизвестно – скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевые искусства, является либо бахвальство своим умением, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь пена, выходящая за пределы основания ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны крепко- накрепко запомнить это.
Некоторые водители идут в Школы экстремального вождения. Но занятия в этих школах подразумевают повышение водительского мастерства, а не последующую браваду на дорогах перед менее подготовленными водителями.
Ситуацию на современных дорогах можно сравнить с непрекращающимися боевыми действиями, в которых гибнут тысячи людей. Лихие водители, обладая мощными автомобилями, ведут себя на трассах как герои американских вестернов, забывая о другой стороне жизни в американском обществе – строжайшем соблюдении законов. Мы восхищаемся достижениями современных государств Востока. Но основная заповедь восточной мудрости - уважение к ближнему. Не правда ли, есть над чем задуматься?
И последнее, может быть, самое важное. Какими бы навыками вождения Вы не обладали, ни в коем случае нельзя давать волю своему эмоциональному состоянию с ощущением эйфории от своих возможностей. На дорогах это крайне опасно!
Надеюсь, что советы помогут Вам путешествовать счастливо и безопасно.
Школа Володина 2010г.